"Кувшин эмоций" вот истинная причина агрессии и гнева.
Начнем с самых неприятных эмоций — гнева, злобы, агрессии. Эти чувства
можно назвать разрушительными, так как они разрушают и самого человека (его
психику, здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми.
Теперь спросим: а отчего возникает гнев? Психологи отвечают на этот вопрос
несколько неожиданно: гнев — чувство вторичное, и происходит он от
переживаний совсем другого рода, таких как боль, страх, обида.
Итак, мы можем поместить переживания боли, обиды, страха, досады под чувствами
гнева и агрессии, как причины этих разрушительных эмоций (II слой «кувшина»).
Заметим, что все чувства этого второго слоя — страдательные: в них
присутствует большая или меньшая доля страдания. Поэтому их нелегко высказать,
о них обычно умалчивают, их скрывают. Почему? Как правило, из-за боязни
унизиться, показаться слабым. Иногда же человек и сам их не очень осознает -
"Просто зол, а почему — не знаю!».
Скрывать чувства обиды и боли часто учат с детства. Наверное, вам не раз
приходилось слышать, как отец наставляет мальчика: «Не реви, лучше научись
давать сдачи!»
Однако вернемся к нашей схеме, и спросим: а отчего возникают
«страдательные» чувства? Психологи дают очень определенный ответ: причина
возникновения боли, страха, обиды — в неудовлетворении потребностей.
Мы, таким образом, возвращаемся к теме о потребностях человека, в том числе
ребенка.
Каждый человек, независимо от возраста, нуждается в пище, сне, тепле,
физической безопасности. Это так называемые органические потребности. Они
очевидны, и о них мы не будем сейчас много говорить.
Сосредоточимся на тех, которые связаны с общением, а в широком смысле — с
жизнью человека среди людей.
Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали: чтобы он
был кому-то нужен и близок: чтобы у него был успех — в делах, учебе, на работе:
чтобы он мог себя реализовать, развивать свои способности,
самосовершенствоваться, уважать себя.
Человеческое общество, несмотря на тысячелетия своего культурного развития,
не научилось гарантировать психологическое благополучие (не говоря уже о
счастье!) каждому своему члену. Да и задача это сверхсложная. Ведь счастье человека зависит от психологического климата той
среды, в которой он растет, живет и работает. И еще — от эмоционального багажа,
накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения, и прежде
всего — родителей с ребенком.
Итак, любая потребность из нашего списка может оказаться неудовлетворенной,
и это, как мы уже сказали, приведет к страданию, а возможно, и к
«разрушительным» эмоциям.
Возьмем какой-нибудь пример.
Предположим, человеку крупно не везет: одна неудача следует за другой.
Значит, не удовлетворяется его потребность в успехе, признании, может быть,
самоуважении. В результате у него может появиться стойкое разочарование в своих
силах или депрессия, или обида и гнев на «виновников».
И так обстоит дело с любым негативным переживанием: за ним мы всегда найдем
какую-нибудь нереализованную потребность.
Снова обратимся к схеме и посмотрим, есть ли что-нибудь, что лежит ниже
слоя потребностей? Оказывается, есть!
Бывает, при встрече мы спрашиваем друга: «Ну как ты?», «Как жизнь вообще?»,
«Ты счастлив?» — и получаем в ответ «Ты ведь знаешь, я — невезучий», или: «У
меня все хорошо, я — в порядке!»
Эти ответы отражают особого рода переживания человека — отношение к самому
себе, заключение о себе.
Понятно, что подобные отношения и заключения могут меняться вместе с
обстоятельствами жизни. В то же время в них есть некий «общий знаменатель»,
который делает каждого из нас скорее оптимистом или пессимистом, больше или
меньше верящим в себя, а значит, более или менее устойчивым к ударам судьбы.
Психологи посвятили много исследований подобным переживаниям себя. Они
называют их по-разному: восприятием себя, образом себя, оценкой себя, а чаще —
самооценкой. Пожалуй, наиболее удачное слово придумала В. Сатир. Она назвала
это сложное и трудно передаваемое чувство чувством самооценности.
Ученые обнаружили и доказали несколько важных фактов. Во-первых, они
открыли, что самооценка (будем пользоваться этим более привычным словом) сильно
влияет на жизнь и даже судьбу человека. Так, дети с низкой самооценкой, но
вполне способные, хуже учатся, плохо ладят со сверстниками и учителями, менее
успешны потом во взрослой жизни.
Другой важный факт: основа самооценки закладывается очень рано, в самые
первые годы жизни ребенка, и зависит от того, как с ним обращаются родители.
Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его «недостаткам» и
промахам, он вырастает с положительным отношением к себе. Если же ребенка
постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается
низкой, ущербной.
Общий закон здесь прост.
В детстве мы узнаем о себе только из слов к нам близких.
В этом смысле у маленького ребенка нет внутреннего зрения. Его образ себя
строится извне; рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его
другие.
Однако в этом процессе ребенок не остается пассивным. Здесь действует еще
один закон всего живого: активно добиваться того, от чего зависит выживание.
Положительное отношение к себе — основа психологического выживания, и
ребенок постоянно ищет и даже борется за него.
Он ждет от нас подтверждений того, что он — хороший, что его любят, что он
может справляться с посильными (и даже немного более сложными) делами. Запишем
все это как базисные стремления ребенка и вообще всякого человека (IV слой в
нашей схеме).
Поместим на дно эмоционального кувшина самую главную «драгоценность»,
данную нам от природы — ощущение энергии жизни. обозначим словами: «Я хороший!
Я любим! Я могу! Я есть!»
по материалам Ю. Гиппенрейтер.
Комментариев нет:
Отправить комментарий